Развитие детей дошкольного возраста. Автор статьи: врач-психолог Патеева Татьяна Ивановна.

Журнал «Здоровье семьи»
Развитие детей дошкольного возраста. Автор статьи: врач-психолог Патеева Татьяна Ивановна.

С каждым годом родители все большее значение придают развитию ребенка, и неудивительно: ведь не за горами школа, а требования к будущему первокласснику становятся все более высокими. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок переходит в разряд дошкольников. Но присвоение такого солидного «статуса» не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Безусловно, все это понадобится в школе, но при этом многие мамы и папы не учитывают, что дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры. Нередко можно услышать от родителей: «Что ты все играешь? Занялся бы каким-нибудь делом!» А между тем игра – это и есть самое важное дело для малыша. Для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявляются индивидуальные способности, но и формируются определенные свойства личности. Любая игра подразумевает получение определенного опыта, необходимого ребенку для полноценного развития. Именно игра дает ребенку возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это – все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но именно игра может выступать в качестве одного из оптимальных средств развития школьно-значимых функций. В жизни дошкольника и младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. Наиболее удобной стратегией является реализация в работе с детьми игровых технологий, т. е. системы развивающих игр, направленных на достижение тех или иных задач. Очень важно знать уровень сформированности у ребенка когнитивной, эмоциональной, коммуникативной сферы. Составляющие готовности к обучению в школе:

  • 1. Социальное развитие: ребенок легко общается, управляет своим поведением, хорошо адаптируется, чувствует отношение и настроение взрослых.
  • 2. Организация деятельности: воспринимает инструкцию, планирует свою деятельность, выполняет работу до конца, умеет оценить качество своей работы, может выполнять задание в течение 10 – 15 минут.
  • 3. Общее развитие: способен к систематизации и классификации, анализирует причинно-следственные связи, имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, высказывает собственные суждения, делает выводы.
  • 4. Развитие внимания и памяти: удерживает внимание в течение 10 – 15 минут, легко переключается с одного вида деятельности на другой, может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3 – 4 кратном повторении.
  • 5. Речевое развитие: правильно произносит звуки родного языка, обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.
  • 6. Развитие движений и пространственная ориентация: уверенно действует в быту, движения хорошо координированы и ловки, хорошо ориентируется в пространстве, не испытывает затруднений при работе с конструктором, при рисовании.
  • 7. Личностное развитие: осознает, как себя вести, стремится установить позитивные отношения с окружающими, может не только играть, но и заниматься, стремится к успеху, проявляет познавательный интерес.
  • 8. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации: дифференцирует фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки, классифицирует фигуры по форме, размерам, цвету и другим признакам, копирует геометрические фигуры, буквы, цифры.
  • 9. Здоровье: отсутствие частых простудных и хронических заболеваний, раздражительности; спокоен, хорошо засыпает и спокойно спит; страхи, тревожность, навязчивые движения, выраженные задержки в речевом и моторном развитии отсутствуют.
  • 10. Определение ведущей руки: степень выраженности праворукости (леворукости). Чрезвычайно важным аспектом для развития личности ребенка является также его психо-эмоциональное состояние. Проявляется оно, как правило, в большом количестве страхов, повышенной тревожности, агрессивности.

Причин негативного психоэмоционального состояния может быть несколько: возрастной кризис, неблагополучная обстановка дома (ссоры, конфликты), развод родителей, рождение второго ребенка в семье. Очень много о настроении и состоянии ребенка могут рассказать его рисунки. Композиция, сюжет, цветовое оформление рисунка могут стать своего рода зеркалом эмоционального состояния. • Очень маленький размер может свидетельствовать о низкой самооценке. • Большое количество клыков, когтей, рогов, угрожающе заостренных деталей может говорить о повышенной агрессивности. Использование ребенком для раскрашивания только черного цвета при наличии всех остальных цветов, скорее всего, вызвано сниженным настроением. Знание родителями основных этапов и норм развития ребенка позволит им избежать ошибок в воспитательном процессе и поможет предотвратить возникновение и развитие у ребенка проблем в эмоциональном развитии. Если вы все-таки заметили какое-либо нарушение в поведении, интеллектуальном или эмоциональном развитии ребенка и не можете справиться с проблемой самостоятельно, как можно раньше обратитесь к психологу. Чем раньше будет проведена диагностика и коррекция нарушения, тем больше вероятность его быстрого и полного исправления.

Поделиться в соц.сетях:

Вы можете записаться на услугу или получить более подробную информацию, по телефону:

+7 (843) 204-27-00
Обратный звонок
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.
Задать вопрос
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.
Отправить заявку
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него.
Оставить отзыв
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.
+