Родители и дети раннего возраста. Авто статьи: врач-психолог Патеева Татьяна Ивановна.

Журнал «Здоровье семьи»
Родители и дети раннего возраста. Авто статьи: врач-психолог Патеева Татьяна Ивановна.

Психологическое консультирование – удобный случай для создания первого впечатления о малыше, родителях, семье в целом. Семья для ребёнка раннего возраста – естественная среда. А, касаясь вопроса влияния семейной среды на общее и речевое развитие ребёнка, нельзя обойти проблему ранних детско-родительских отношений, т. к. именно в раннем детстве родители особенно интенсивно ограничивают желания, чувства и мысли ребёнка. Особенности родительского общения с ребёнком раннего возраста могут препятствовать или способствовать его развитию. Исследования в области детско-родительских отношений были проведены многими психологами и выделили четыре основные позиции семьи в отношении ребёнка и проблемы, связанные с ребёнком:

1. Семья принимает ребёнка таким, каков он есть, осознавая наличие проблемы;

2. Семья принимает ребёнка, но не проблему, связанную с его развитием;

3. Семья принимает особенности ребёнка, но культивирует его специфичность;

4. Семья не принимает ни самого ребёнка, ни его особенностей. Большинство психологов считают, что ребёнку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребёнка и не стояла на пути его взросления.

Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребёнка, и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь ваших доче - рей и сыновей. "Материнская любовь – это безусловное утверждение жизни и потребностей ребёнка. Большинство матерей дают своим детям "молоко", но лишь немногие дают еще и "мёд", – пишет Фромм Э. Материнская любовь должна внушить ребёнку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребёнку передается тревога, и всё это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви – способствовать росту ребёнка, любить растущего ребёнка, помогать ему от - делиться. На это способны женщины, умеющие любить других". Стоит заметить, что "окружающей средой" вашего малыша, которая формирует его личность и влияет на всю дальнейшую судьбу, является не только мать, но и вся семья в целом, которая будет удовлетворять или не удовлетворять психические потребности своего ребёнка. Психические потребности Вашего ребёнка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребёнок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребёнок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует после - дующему взрослению. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания.

Психологи единодушны в своих исследованиях в том, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребёнка. Они пишут о существовании понятия "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и на - стоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. И корни это - го явления исследователи ищут в особенностях современной семьи. Психологи отмечают следующие важные обстоятельства: •большинство матерей работают (требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями); • растёт количество разводов, а, следователь - но, неполных семей и семей низкого материального уровня; • достижения цивилизации (появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т. п. ведёт к дальнейшему углублению изоляции между поколениями, крайним случаем такой изоляции является прибор "искусственная нянька"). Таким образом, все эти обстоятельства и их последствия негативно отражаются на психическом развитии ребёнка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия про - являются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне. И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности Вашего ребёнка (по М. Кравцовой).

  • Авторитарный стиль воспитания

Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жёсткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускаются. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, и могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

  • Либеральный стиль воспитания

Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульса

  • Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребёнка. Например, в тех случаях, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребёнок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

  • Эгоцентрический стиль воспитания

Ребёнку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

  • Авторитетный стиль воспитания

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребёнка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

  • Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребёнка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребёнка, иногда и аутоагрессия.

  • Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребёнка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребёнка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) – самое дорогое, близкое и родное существо на свете. Тема любви к ребёнку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребёнка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное – всегда помнить, что Ваша любовь к детям должна быть безусловной. Ребёнок должен быть уверен, что он всегда любим Вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе, или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что Вы его любите просто так, просто за то, что он есть! И не забывайте про уважение к собственным дочерям и сыновьям! Если в Ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то Ваш ребёнок будет расти и развиваться беспрепятственно!

Поделиться в соц.сетях:

Вы можете записаться на услугу или получить более подробную информацию, по телефону:

+7 (843) 204-27-00
Задать вопрос
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.
Отправить заявку
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него.
Оставить отзыв
Мы дорожим вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После модерации обращения сотрудник компании ответит на него. Предельный срок ответа 7 календарных дней.
+