Игра в жизни ребенка. Автор статьи: врач-психолог Патеева Татьяна Ивановна.
Журнал «Здоровье семьи»Cюжетно-ролевая игра является очень важным моментом в гармоничном развитии ребенка. Анализируя игровую деятельность, выдающийся отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин постоянно говорил о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственной доступной ребенкудошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. Игра позволяет развивать важные фундаментальные качества ребенка – мышление, воображение, пространственное воображение. В игре дети приобретают определенный опыт, жизненные навыки, учатся общаться с окружающим миром, учатся вставать на место другого человека. Если ребенок минует игру, то остальные стадии его развития не пройдут в полном объеме. Все они базируются на игре. В последнее время родители стараются развивать интеллектуальный уровень ребенка. Это, конечно, очень важно, но это не единственный аспект в развитии ребенка, он не может заменить всего остального. А в раннем возрасте, в 3 года гораздо важнее, чтобы ребенок играл. Как правило, сюжетно-ролевая игра появляется после или одновременно с кризисом трехлетнего возраста. Кризис трех лет характеризуется негативным, с точки зрения родителей, поведением, когда ребенок начинает вести себя не так, как прежде. У него появляется негативизм, отрицание всего прежнего уклада жизни, он начинает сопротивляться просьбам родителей. В это время ребенок впервые начинает осознавать себя самостийной, отдельной от родителей личностью, но возможностей быть самостоятельным у ребенка не хватает, потому он так себя и ведет. Когда кризис заканчивается, начинается другая ступенька в общении между родителем и ребенком. Примерно в это время и проявляется важное психологическое новообразование – сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра очень тесно бывает связана с такой важной вещью, как предметзаместитель. Предметы-заместители возникают в играх детей еще до 3-х летнего возраста. Палочка какая-нибудь может изображать градусник, листочек бумаги – тарелку. Когда ребенок начинает играть в предметы-заместители, это говорит о том, что ребенок готов к ролевой игре. Но если в трехлетнем возрасте ребенок не начал играть, то к игре его нужно побуждать. И здесь нужно учитывать важный момент – в 3 года ребенок не всегда может играть полноценно. Его ни в коем случае нельзя заставлять делать то, что ему не нравится, потому что все равно не получится, и занятие потеряет смысл. Побуждать надо очень мягко. Лучше ребенка заинтересовать, привлечь его внимание, в том числе при помощи предметазаместителя. Например, показать на стульчик и спросить, во что можно поиграть с этим предметом, на что он похож. Если ребенок затрудняется, можно подсказать. Например, это может быть машинка. Дальше, как правило, дети понимают и начинают сами предлагать варианты. Еще самолетом может быть, автобусом – всем, чем угодно. Фантазия у детей достаточно хорошо в этом возрасте развита, лучше, чем у взрослых. Игра совершенствует также навыки самоконтроля, реакцию. Даже если родители не уделяют внимание ролевой игре, не играют с ребенком, он сам начнет играть. Игра происходит даже независимо от нас, родителей. Не все же дети окружены вниманием родителей, педагогов, психологов, и, тем не менее, все этот период проходят, развиваются. В любом случае этот процесс будет более полноценным и плодотворным, если к нему подключатся взрослые люди. Игрушки имеют огромное значение для сюжетно-ролевой игры. Но здесь тоже есть свои нюансы. Например, игрушки, которые обычно нравятся взрослым – дорогостоящие и очень красивые, занимают внимание ребенка очень недолго, а потом пылятся на полках. С другой стороны, взрослые могут замечать, что с улицы ребенок приносит всякие камушки, палочки, дорожит ими, носится с ними, придумывает массу интересных историй. Игрушки должны быть такими, чтобы будили фантазию ребенка, побуждали к творчеству, позволяли дофантазировать, додумывать. В принципе, лучше, чтобы в предмете-заместителе угадывались общие черты, а остальное ребенок выдумал бы сам. Очень хорошо, если у ребенка есть игрушки, сделанные им самим или с помощью родителей. Даже если это кукла, сделанная из носового платка или меч, вырезанный дедушкой. Как правило, дети очень дорожат этими игрушками, долго их хранят. Мы, родители, часто недооцениваем значение игры. Не раз приходилось слышать, как взрослые говорят ребенку – перестань ерундой заниматься, займись чем-нибудь полезным. Полезным с точки зрения родителя. А самое важное и полезное для ребенка – это как раз игра. Настойчиво поучать не имеет смысла. Прежде всего, потому, что у ребенка внимание в этом возрасте еще не сформировано до такой степени, чтобы он мог достаточно долго произвольно направлять его на что-то одно. Все сложные функции находятся в самом начале своего развития, и ребенок не может жестко контролировать свое поведение. Нужно не указывать ребенку, а заинтересовывать. Лучше, если взрослые, наблюдая за игрой, периодически в нее включаются. Это оптимальный вариант. У детей к трем-четырем годам накопился определенный опыт – они же наблюдают, впитывают, как губка, все впечатления жизни. В игре собранная информация как раз систематизируется, приобретает поучительный характер. И через какое-то время ребенок что-то начинает применять в своей жизни. Взрослым не следует во время игры поучать ребенка, как играть, а как нет. Во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры, но ни в коем случае не руководство ею. В игру лучше не вмешиваться, даже если взрослый видит или слышит краем уха в игре детей нечто, за что хочется погрозить пальцем, отругать. Игра – это такой особый тонкий мир, мир ребенка. Если что-то беспокоит взрослого, лучше отложить обсуждение на потом. За исключением лишь особых случаев, когда игра принимает слишком активный характер и может навредить здоровью. Нужно прислушиваться, а потом, если что-то не так, обсуждать. Кроме того, наблюдая за игрой, взрослый может сделать какие-то выводы о характере своего ребенка. И в этом смысле игра является еще и замечательным диагностическим средством для родителей, педагогов, психологов. Наблюдая за игрой, с большой долей вероятности можно предположить, какая самооценка у ребенка, как развита эмоционально-волевая сфера, присутствуют ли страхи, и, если да, то какие? Более того, игра является прекрасным средством коррекции страхов. Для этого в практической психологии даже существуют специальные методики, методика А. И. Захарова, например. Одной из ступеней коррекции является драматизация, которая заключается в проигрывании ребенком роли пугающего персонажа. Ребенок изображает тот персонаж, которого он больше всего боится, и после он перестает бояться. Игра – одно из самых эффективных средств коррекции страхов у детей. Случается, что дети, вырастая, продолжают играть и во взрослом возрасте. Ничего страшного в этом нет. Чем дольше люди сохраняют непосредственность восприятия, чем дольше остаются детьми, тем ярче окрашена их жизнь, тем более полноценно они осуществляют свою профессиональную деятельность. Особенно это ценится в творческих профессиях. Очень важно, чтобы эта способность детского взгляда на мир сохранялась как можно дольше.