К специалистам-психологам часто обращаются родители, желающие получить четкие и однозначные ответы на вопросы: «Правильно ли развивается мой ребенок?», «Почему так отличаются друг от друга братья — ведь они живут в одной семье?», «Какие шалости или проступки считать отклонениями, а какие можно просто переждать?», «С какого возраста начинать форсировать развитие своего малыша?».
Подобные вопросы можно перечислять до бесконечности.
А вот дать советы на все случаи жизни, «выписать рецепты», практически невозможно. Ведь дети такие разные. Даже однояйцевые близнецы, как две капли воды похожие друг на друга визуально, значительно отличаются друг от друга в поведенческих проявлениях, имеют разный темперамент, разный уровень сформированности когнитивных функций, коммуникативных навыков, неодинаковую потребность в общении. Очень важно, чтобы родители понимали ценность каждой конкретной индивидуальности, подрастающей в семье, чтобы у них возникло желание творчески подходить к воспитанию своего ребенка, искать в нем, в себе, в реальной семейной атмосфере, жизненном укладе ответы на постоянно возникающие вопросы. Человек входит в мир непросто, ему нужен проводник, лоцман в бурном житейском море. Таким внимательным и чутким помощником может стать для малыша близкий взрослый, моделью общества оказывается семья. Что должен знать лоцман, чтобы обходить рифы и мели? Какой необходимо быть семье, чтобы она оправдала роль первоначальной ступени социализации? Мы постараемся ответить на эти вопросы в последующих статьях.
Маленький ребенок мало похож на взрослого. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы… Поэтому очень важно предъявлять ребенку требования, адекватные его возможностям.
Развитие ребенка всегда у нас, взрослых, вызывает удивление и радость: сегодня он непохож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. И взрослые порой поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог — сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка. Но не все дети развиваются одинаково. Несмотря на то общее, что объединяет детей одного возраста, существуют индивидуальные особенности и отклонения в развитии. Поэтому родителям необходимо иметь представление об этапах развития детей, и, при возникновении отклонений от норм, своевременно обратиться к специалистам для диагностики и коррекции нарушения. Например, новорожденный — это совершенно беспомощное существо, не способное прожить и несколько дней без систематического ухода, не имеющее возможности ни передвигаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими. Но трехлетний ребенок — это уже человек со своим внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами нередко утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит грамматически связанные предложения, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему миру. Этот интерес он удовлетворяет в играх.
Шести — семилетний ребенок — маленький член человеческого общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищу в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны человеческие переживания.
Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой, прежде всего, по доступным и характерным для них видам деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами — стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует, лепит, воссоздает в играх события окружающей жизни, сюжеты любимых сказок.
Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей — восприятия, внимания, воображения памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением.
На какие особенности в поведении и развитии ребенка родителям следует обратить внимание?
- если ребенок слишком импульсивен, плаксив, плохо спит по ночам, часто просыпается, проявляет избыточную немотивированную агрессивность к окружающим, ломает игрушки;
- если ребенок предпочитает одиночество общению с матерью и сверстниками, может неограниченное время заниматься с одной игрушкой или понравившимся предметом и проявляет активное недовольство, когда взрослые пытаются отвлечь его от этого занятия;
- если у ребенка к трем годам не сформирована речь и он произносит только отдельные слова, не связывая их в предложения;
- если ребенок боится темноты, животных, высоты, грозы, замкнутого пространства, врачей, воспитателей, учителей, насекомых и т.д. (несколько пунктов);
- если у ребенка внезапно и без видимых причин изменилось (ухудшилось) поведение;
Все вышеизложенное и другие негативные проявления в поведении ребенка должны послужить поводом для обращения к специалистам. При своевременном обращении возможна коррекция отстающих в своем развитии психических функций (при отсутствии органического поражения мозга или психических заболеваний).
В заключении хочется пожелать родителям успехов в замечательном и удивительно увлекательном деле воспитания ребенка, радостных открытий и счастливых минут гармонии полноты жизни от общения с малышом.