Преддошкольный возраст от 1 года до 3-х лет

Ульянова Татьяна Михайловна, детский логопед.

 Ведущий логопед города представляет Вашему вниманию серию статей, посвященных детскому речевому развитию. В прошлом номере журнала «Здоровье семьи» мы говорили об особенностях развития речи в младенческом возрасте. Сегодня мы поговорим о следующем этапе – преддошкольном.

Как было сказано ранее, нам уже известно о том, что у нормально развивающихся детей существует последовательность предречевых реакций.

Возраст

Голосовые реакции

1,5 мес.

Гуление: а-а; у-а; уу-у и т.п.

2-3 мес.

Г-у; бу-у; появление смеха.

мес.

Свирель: аль-ле-е-лы-агы-агу и др.

4 - 8,5 мес.

Интенсивное развитие гуления и появление лепета. Лепет: произносит слоги (ба-па, да-да, па-ба и др.) Сочетание губных и язычных согласных с гласными.

8,5 - 9,5 мес.

Модулированный лепет: повтор слогов с разнообразными интонациями. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления». Игра в «Ладушки».

 

Наиболее сложный этап развития малыша - преддошкольный возраст (от 1 года до 3-х лет.). На этом этапе происходит новый вид общения, который основывается на базе интенсивного развития речи.

Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К трем годам ребенок должен общаться с окружающими развернутыми фразами. Активный словарь возрастает значительно. Ребенок должен уметь комментировать свои действия, начать задавать вопросы.

Развитие речи на этом этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

К двум годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, то есть ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако только на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У вашего малыша не только резко возрастает число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, то есть понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Темп развития речи в норме в преддошкольном возрасте является очень высоким. Если к концу второго года ребенок употребляет до трехсот слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов.

Что касается звукопроизношения, то оно остается еще далеко несовершенным:   многие   дети   опускают   или   замещают   близкими   по артикуляции или звучанию звуками. Ребенок при произнесении слов, прежде всего, будет ориентироваться на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из трех-четырех слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.

Отдифференцировать отставание речевого развития, а особенно понять причину на этом возрастном этапе крайне сложно, так как индивидуальные сроки нормального развития широко варьируются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный период в развитии может привести к отставанию речевого развития.

Причины, приводящие к отставанию в речевом развитии различны. Это могут быть различные соматические заболевания, ослабляющие организм ребенка, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, нервно-психические заболевания и отклонения в развитии.

К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. На этом этапе ваш малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», то есть он выделяет себя из окружающего мира.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависит от вашего к нему отношения. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и чрезмерно его опекают. Часто этот этап развития рассматривается как первый возрастной кризис, кризис трех лет.

На этом этапе очень важно, чтобы родители и педагоги были максимально внимательны к ребенку. Резкое отдаление ребенка от матери, например,  детский сад, может травмировать психику малыша и привести к срывам нервной системы. В одних случаях это может проявляться в страхах, замкнутости, «уходе в себя», в других - в агрессии, нарушениях поведения. Кроме того, может нарушиться сон, возникнуть трудности с кормлением, туалетом, может появиться заикание, как результат стресса. В некоторых случаях может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи. А родители, стремясь способствовать этому, зачастую совершают ошибку, перегружая ребенка чрезмерной словесной информацией. Это может привести к эволютивному заиканию. При этом типе заикания имеет место выраженная неравномерность в развитии речевых и психических средств общения. При высокой потребности к общению, достаточном словарном запасе, хорошей речевой памяти у малышей часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики, регуляторной деятельности, координаторных функций, что приводит к этой особой форме заикания. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку в этот период интенсивного речевого развития.

И в то же время необходимо соблюдать меру. Есть категория родителей, которые начинают обучать ребенка чтению, письму, иностранным языкам, не владея методиками обучения на ранних этапах развития, в результате редко у кого налицо результат, а вот психическая травма ребенку обеспечена, а это приводит к срыву интенсивно формирующейся речевой функции. Особенно надо обратить внимание на детей с повышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью, соматической ослабленностью.