Авторские статьи наших специалистов на самые актуальные темы здоровья

Первый раз в первый класс

Текст Татьяна Ивановна ПАТЕЕВА, врач-психолог высшей категории, детский психолог


Традиционно в сентябре большое внимание уделяется началу учебного года в школе. И одновременно с началом учебного года возникают и новые проблемы, связанные с ним, наиболее актуальной из которых является проблема адаптации.


Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.


Все составляющие понятия адаптации взаимосвязаны, и успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к обучению. Однако недостатки формирования любой из них сказываются на самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, успешности его обучения, его работоспособности, способности взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и, что немаловажно, в умении подчиняться школьным правилам. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изме
нения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Ежедневные учебные занятия требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.


Ребенку, пришедшему в школу впервые, нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Принято считать, что проблема адаптации характерна только для детей первого года посещения детского сада и первого года обучения в школе. Это ошибочное представление, поскольку проблема адаптации достаточно часто возникает в различных ситуациях у детей разного возраста.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (пятый класс) и переход из средней в старшую (десятый класс).


По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.


• Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети хорошо о сваиваются в школе, быстро вливаются в коллектив. Они спокойны, доброжелательны, добросовестны и легко выполняют все требования учителя. Дети с хорошей адаптивностью к концу октября полностью осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

• Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники часто приносят в школу игрушки, играют на уроках, конфликтуют, на замечания учителя реагируют неадекватно – слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У таких детей период адаптации заканчивается только к концу первого полугодия.

• Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе. Такое поведение имеет свое объяснение и часто нуждается в психологической коррекции.