Авторские статьи наших специалистов на самые актуальные темы здоровья

Мой ребенок: как и чем кормить детей грудного и раннего возраста

Мой ребенок: как и чем кормить детей грудного и раннего возраста

Станислав Викторович МАЛЬЦЕВ, врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ и РТ,

Людмила Николаевна ЗАБОЛОТНАЯ, кандидат медицинских наук

 Каждая мама хочет, что бы ее малыш рос здоровым и умным. А одним из главных источников хорошего здоровья является правильное питание. Конечно, всем известно, что лучшей едой для новорожденной крохи будет грудное молоко. Но когда и как вводить прикорм, что можно ребенку есть в полгода, а что можно давать не раньше года, чем кормить после года и когда можно приобщать к общему семейному столу – знают далеко не все. Так как же правильно организовать питание малыша?

 Сегодня все врачи при отсутствии грудного вскармливания говорят об «экологической катастрофе» для ребенка.

Грудное молоко для каждого ребенка имеет свой неповторимый, индивидуальный состав. В нем обнаружено более 100 очень важных пищевых и биологически активных компонентов, которые полностью соответствуют физиологическим и функциональным возможностям ребенка. Еще следует отметить, что состав грудного молока постоянно меняется на протяжении грудного вскармливания, даже в течение дня, подстраиваясь под нужды и потребности самого ребенка.

Надо помнить, что искусственное вскармливание – это всегда большая проблема, большой риск. Так надо ли рисковать? Ответ очевиден.

 В каких случаях необходимо смешанное вскармливание?

А что делать, если по каким-то причинам у мамы мало молока? Сразу докармливать смесями? Конечно же, нет. Надо проконсультироваться с лечащим врачом, все ли сделано для поддержки и сохранения лактации? И только в последнюю очередь дать ребенку смесь, стараясь сохранять грудное молоко. Это и будет смешанное вскармливание. Оно может быть кратковременным, и при сильном желании мамы, ее настойчивости и терпении грудное вскармливание может полностью восстановиться.

 Ребенок-аллергик

Если такой ребенок находится на грудном вскармливании, опять же ни в коем случае не надо переводить его на искусственные смеси. Можно еще больше усугубить ситуацию, вплоть до тяжелых анафилактических реакций. А вот кормящей маме надо соблюдать специальную гипоаллергенную диету, обсудить которую лучше всего с лечащим врачом.

 Несколько слов о питании недоношенных детей

Действительно, это очень сложная группа и не только с точки зрения организации питания. Сразу после рождения недоношенного ребенка встает вопрос, как и чем его кормить. В настоящее время существует продуманная современная технология выхаживания таких детей в зависимости от гестационного возраста – времени, проведенного ребенком в утробе матери, – физического развития, степени морфофункциональной зрелости и заболеваний. С этих позиций и определяется питание недоношенного ребенка в родильном доме на этапе его выхаживания.

Когда такой ребенок выписывается домой, то уже известно, на каком вскармливании – искусственном или естественном, грудном – он находится. Необходимо только ясно представлять себе, что в первые месяцы жизни он будет нуждаться в большем поступлении пищевых веществ для энергии своего роста, чем его доношенный сверстник. Поэтому, если недоношенный ребенок находится на грудном вскармливании, то дополнительно к грудному молоку он должен получать так называемые фортификаторы или усилители грудного молока. При искусственном вскармливании такие дети нуждаются в специально разработанных смесях для недоношенных детей, в которых уже предусмотрено и большее содержание белка, микронутриентов и т.д.

 Таким образом, правильное питание ребенка грудного и раннего возраста, безусловно, влияет на состояние его здоровья, сокращает риск смерти и развития неинфекционных заболеваний.

 Растет ребенок – меняется рацион

Доказано, что неправильное питание ребенка на первом году жизни «программирует» его обменные процессы таким образом, что реально возрастает риск развития целого ряда заболеваний: аллергических, сердечно-сосудистых, ожирения, метаболического синдрома, остеопороза, онкологических и др.

В диете ребенка первого года жизни имеется еще один очень важный этап – введение прикорма. Отечественные педиатры и специалисты по детскому питанию считают, что это надо сделать в возрастной период 4–6 месяцев жизни, когда кормление только грудным молоком или смесью становится для ребенка недостаточным.

Прикорм – это все продукты, кроме женского молока и искусственных смесей, дополняющие рацион ребенка необходимыми пищевыми веществами для обеспечения его дальнейшего правильного роста и развития.

Для чего необходимо вводить прикорм на первом году жизни? Прежде всего для того, чтобы обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами и энергией. Также вводить прикорм необходимо для развития нервной и пищеварительной системы малыша, с помощью пищевого разнообразия формируются вкус и обоняние, стимулируется двигательная активность пищеварительного тракта, активируется соковыделение, работа ферментов. Дети учатся жевать пищу, приобретают навыки потребления густой, а затем плотной пищи. Таким образом, прикорм несет важную функцию обучения ребенка, тем самым готовит его к переходу к семейному питанию, или, как принято говорить, к общему столу. Важно помнить, что не все продукты и блюда разрешаются ребенку на первом году жизни. Перечень их ограничен определенным ассортиментом. Чаще всего в качестве первого прикорма ребенку дается каша. Но это совсем не обязательно. Дело в том, что при выборе продукта прикорма мы должны ориентироваться на то, какой перед нами ребенок. Например, если ребенок часто срыгивает, имеет массу тела ниже нормы или жидкий стул, пищевую аллергию, риск дефицита железа, то такому ребенку действительно лучше дать в качестве первого прикорма кашу. Если у ребенка, наоборот, склонность к запору, масса тела избыточная, то лучше начинать с овощного пюре. Но есть и другие дети – с плохим аппетитом, с затруднениями при проглатывании твердой пищи в виде «поперхивания», рвоты, чаще это дети с неврологической патологией. Им лучше «стартовать» с жидких продуктов, которые легче переносятся, – это соки и фруктовые пюре.

 Детское питание «из баночек»

В последние годы врачи-педиатры и специалисты по детскому питанию рекомендуют использовать продукты прикорма промышленного приготовления. Эти продукты детского питания гарантируют разнообразный и сбалансированный состав, химическую и микробиологическую безопасность, экологически чистое сырье. Помимо этого, они имеют оптимальную степень измельчения, соответствующую возрастным особенностям жевания и пищеварения. При производстве предъявляются очень высокие требования к качеству и безопасности сырья. Кроме этого, имеется еще один очень важный довод в пользу продуктов промышленного прикорма – это высокий спектр разнообразных продуктов с самыми разными вкусами. Оказывается это важно для развития вкусовых ощущений у ребенка и последующего влияния на его умственные способности.

 Если же мама предпочитает готовить блюда прикорма сама, то она должна ответственно подойти к выбору исходного пищевого продукта: удостовериться в его качестве, обратить внимание на срок годности и условия хранения, а также на то, какие примеси он содержит, какое количество соли, сахара, крахмала, пищевых волокон и т.д. содержится в продукте. Стоит отметить, что при самостоятельном производстве прикорма также очень высока вероятность микробного обсеменения.

 Правильное питание после года

Организация питания ребенка в возрасте после первого года является также очень ответственной задачей. Это особый контингент детей. Принято считать, что ребенок после первого года жизни является полноправным участником «семейного обеда». Очень часто детям начинают давать продукты, которые не относятся к категории продуктов для питания детей раннего возраста, фактически имея статус «взрослых» продуктов. Не следует забывать, что у ребенка от года до трех лет все еще очень специфические потребности в питании. Вчерашний грудничок должен иметь особый рацион и режим питания. Это связано, с одной стороны, с особенностями его интенсивного роста и развития в этот период, а с другой – сохраняющейся незрелостью, лабильностью и интенсивностью обменных процессов, что и определяет его потребности в основных пищевых веществах, определяет характер его питания.

В этом возрасте остаются высокими темпы физического развития ребенка, активный рост сопровождается интенсивным формированием опорно-двигательного аппарата, центральной нервной и эндокринной систем. Стремительно расширяются двигательные возможности ребенка, от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Интенсивно увеличивается мышечная масса ребенка, формируется лимфоидная ткань. Психомоторное развитие в этом возрастном периоде характеризуется совершенствованием новых навыков: развитием мелкой моторики, речи, внимания, интеллекта, началом социальной адаптации ребенка и пониманием своего собственного «я». Увеличение контактов ребенка с окружающим миром требует напряженной работы системы иммунитета. В этот период дети чаще болеют респираторными инфекциями. В этом же периоде формируется большая часть аллергических болезней.

 При этом родители должны знать о трудностях обеспечения детей раннего возраста адекватным питанием: при высокой потребности в ряде нутриентов, дети от  года до трех лет имеют малый объем желудка; в разные дни и даже в течение суток объем потребляемой пищи не может быть фиксирован; имеются проблемы при пережевывании пищи; высокая подвижность и отвлекаемость ребенка; «капризность» в еде; и т.д.

 Основные правила организации питания детей от года до трех лет

Правильное соблюдение режима питания является одним из факторов, обеспечивающих благоприятные условия проведения кормления детей, а также более успешное усвоение пищи.

 Ребенок раннего возраста должен питаться чаще. Большинство детей нуждаются в пяти кормлениях в сутки: завтрак, обед, полдник, ужин, а также пятое молочное питание на ночь, особенно это касается детей до полутора лет.

Часы кормления должны быть постоянными, а перерывы между приемами пищи – не более 3,5–4 часов. По возможности прием пищи должен происходить в компании других людей. Следует избегать перекусов.

Распределение суточной калорийности рациона: у детей до полутора лет – равномерное в течение суток; у детей старше этого возраста – на завтрак – 20–25 %, обед – 35–40 %, полдник – 5–10 %, ужин – 20–25 %. Таким образом, за первую половину дня, когда у ребенка наибольшая умственная и двигательная активность, с пищей малыш должен получать 60–70 %, а на вторую половину дня остается 30–40 % энергетической суточной потребности, при этом в обед дети должны получать почти половину суточной энергетической ценности рациона.

Суточное количество пищидля детей 1–1,5 лет в среднем должно составлять  1000-1200 граммов (без жидкости), а для детей 1,5–3 лет – 1300-1500 граммов.

 Основные группы продуктов питания должны иметь высокую пищевую ценность и максимально обеспечивать ребенка энергией и пищевыми нутриентами, т. е. пищевыми субстанциями и продуктами, удовлетворяющими все жизненные потребности организма: продукты из злаков (каши) и другие крахмалистые продукты – хлеб, макароны, картофель; овощи, бобовые и фрукты; молоко и молочные продукты; мясо, птица, яйца и рыба; жиры и масла. Кроме того, допускается небольшое количество высококалорийных продуктов, часто имеющих низкое содержание нутриентов, например, для удовлетворения потребностей в сладостях у некоторых детей.

Следует отметить, что у детей раннего возраста дневные объемы пищи и энергии часто имеют отклонения от норм. Это зависит от разных причин. И эти состояния называют нарушением питания. Достаточно сказать, что по данным статистики у 25–35 % нормальных детей имеются признаки умеренного пищевого расстройства; 1/2 всех детей, начавших ходить, постоянно отказываются от пищи в часы кормления, а 1/3 таких детей демонстрируют пищевую избирательность. Избирательный аппетит в большинстве случаев обнаруживается у соматически здоровых детей и является индивидуальной особенностью пищевого поведения ребенка.

Подход к кормлению таких детей должен быть индивидуальным.

 Не хочет есть – не кормите его насильно

Правильнее не заставлять ребенка съесть абсолютно все, а лучше разнообразить его рацион, в том числе красиво его оформив, или продумать эквивалентную замену продукту в пределах группы. Иногда потребуется перевод ребенка на режим более частых кормлений меньшими объемами, улучшение текстуры пищи, ее вкусовых качеств, красочного оформления. Возможно, причина кроется в необходимости изменения навыков у лиц, ухаживающих за ребенком, организации его сна и бодрствования, или исключении какого-то заболевания. Это основы первичного подхода к таким детям. Некоторым детям может потребоваться консультация специалиста: педиатра, невролога, психолога.

 Существуют общие правила кормления, и родители всегда могут обсудить питание своего ребенка с детским врачом. Доктор точнознает – когда, что и в каких количествах давать. Правильное питание – это не только забота о здоровье малыша, но и проявление любви.